Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников
Страница 2

Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение.

В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230].

Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13].

Курские психологи в рамках подготовки молодежных лидеров в психологической школе лидеров «Комсорг» изучали мироощущение социально одаренных детей как основы личностной позиции в организаторской деятельности со сверстниками. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е годы. Активно-преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров. Значительные воспитательные возможности социальной среды в психологической школе создавались через формирование высокоразвитых малых групп, обеспечение стратегий сотрудничества в межгрупповом взаимодействии и духовно обогащенной основной организации – коллектива психологов, педагогов и воспитанников-лидеров. Мониторинг мироощущения молодежи в психологической школе с 1960-х годов до 2009 года показал влияние на мироощущение социально одаренных детей макросоциальных факторов, особенно идеологических, что привело к повышению тенденций прагматизма в мироощущении современных воспитанников школы.

Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.

Проблема самоопределения личности затрагивает не только судьбу любого человека, но и перспективы развития общества в целом. Меняющиеся социально-экономические условия требуют новых ориентиров для нового поколения. Проблемой самоопределения личности в разной степени занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных авторов, прежде всего, хочется выделить представителей психоаналитического (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс), топологического (К. Левин) и прочих направлений в психологии.

Создатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что самоопределение раскрывается через понятие жизненного стиля и способов реализации этого стиля. Цель любого человека – стать ценной и значимой личностью. Для достижения этой цели человек старается компенсировать органическую неполноценность (или чувство неполноценности). Основа личности по А. Адлеру – способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Вывод
Мои исследования психолого-педагогической литературы позволили выявить, что педагогическое общение как коллективная система социально-психологического взаимодействия состоит из следующих составляющих: общение педагога с отдельными учащими ...

Выводы по теоретической части
Оценивая результаты многолетних исследований различными специалистами самоубийств и, особенно, мер по их предупреждению, вряд ли можно быть удовлетворенным. Печален тот факт, что наиболее подвержены суицидальным действиям молодежь и люди ...

Периферические средства
Татары говорят в основном вкрадчивым тоном, несколько наигранным. Также могут говорить пренебрежительно, повелительно или доброжелательно. Старики во время поздравлений говорят наставительно, с добрым тоном. Татары при встрече целуются к ...