Особенности влияния личностной зрелости родителей
на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителейСтраница 2
5. Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
6. Потакающий -
полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным "жизненно важным витамином", дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина[10] пишет, что "атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабильности и контактности ребенка".
Нарушение эмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека, так называемого базового доверия к миру, а с другой - повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира. [11] Теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствует развитию у него гуманного отношения к другим.
Рекомендуем к прочтению:
Феномен ответственности с позиции психологической науки
С позиции психологической науки ответственность рассматривается как отдельная психологическая категория, а точнее - категория, основой которой является личностная черта, или в качестве разных категорий -чувства ответственности, свойства л ...
Психотерапия: содержание основных понятий.
В научной литературе насчитывается несколько сот определений понятия «психотерапия», одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на ее психологических сторонах. По мнению Карвасарского Б.Д. отечественная ...
Понятие «конфликта» в педагогическом общении
Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги: «противореч ...