Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверка её эффективности
За основу данной программы взяты учебное пособие А.И.Бурениной «Коммуникативные игры-танцы для детей», методическое пособие Н.А.Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду» и программа В.Девятовой «Звук – волшебник», которые предлагают разнообразные направления в реализации музыкального воспитания.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
Стратегической линией программы является выстраивание нового типа отношений:
- с самим собой;
- с окружающими;
- расширение способов взаимодействия путем формирования умений общения.
Курс программы рассчитан на 2 месяца. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Их продолжительность – 25-30 минут. Содержание программы представлено в Приложении № 1.
После проведения коррекционно – развивающей работы мы провели контрольный этап эксперимента и получили следующие результаты.
Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице №4.
Таблица № 4
Форма общения |
Количество детей (ч.) |
Процентное соотношение |
Ситуативно – деловая |
1 |
5 % |
Внеситуативно – познавательная |
12 |
60% |
Внеситуативно - личностная |
7 |
35% |
Таким образом, в данной группе продолжает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения (60 % детей), но более трети детей выбирают уже внеситуативно – личностную форму общения со взрослым, что несомненно говорит об их психологической готовности к школьному обучению. Предполагаем, что при регулярном использовании музыкотерапии процент детей, выбравших такую форму общения будет увеличиваться.
Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №5.
Таблица №5
Ответ ребенка |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь») |
- |
0 % |
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») |
1 |
5 % |
Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо») |
14 |
70 % |
Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый дом») |
5 |
25 % |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате реализации коррекционно-развивающей программы снизился до 0% уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. До 5% снизился уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации. Предполагаемая причина, по которой этот уровень еще имеет место, нерегулярное посещение музыкотерапевтических занятий.
Увеличился % миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций – 70 % и 25 %. Это говорит о том, что коррекционно – развивающая программа дала свои результаты, музыкотерапия при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
Рекомендуем к прочтению:
Ауторегуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стресс ...
Теории развития личности
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем о ...
Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения
Главный вопрос: как «клиента-объекта» превратить в «клиента-субъекта»? Но здесь неизбежно возникает и другой (сопутствующий) вопрос: всякого ли «клиента-объекта» следует превращать в «клиента-субъекта».
Если следовать традиционным путем, ...