Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверка её эффективности

Материалы » Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника » Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверка её эффективности

За основу данной программы взяты учебное пособие А.И.Бурениной «Коммуникативные игры-танцы для детей», методическое пособие Н.А.Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду» и программа В.Девятовой «Звук – волшебник», которые предлагают разнообразные направления в реализации музыкального воспитания.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.

Стратегической линией программы является выстраивание нового типа отношений:

- с самим собой;

- с окружающими;

- расширение способов взаимодействия путем формирования умений общения.

Курс программы рассчитан на 2 месяца. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Их продолжительность – 25-30 минут. Содержание программы представлено в Приложении № 1.

После проведения коррекционно – развивающей работы мы провели контрольный этап эксперимента и получили следующие результаты.

Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице №4.

Таблица № 4

Форма общения

Количество

детей (ч.)

Процентное соотношение

Ситуативно – деловая

1

5 %

Внеситуативно – познавательная

12

60%

Внеситуативно - личностная

7

35%

Таким образом, в данной группе продолжает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения (60 % детей), но более трети детей выбирают уже внеситуативно – личностную форму общения со взрослым, что несомненно говорит об их психологической готовности к школьному обучению. Предполагаем, что при регулярном использовании музыкотерапии процент детей, выбравших такую форму общения будет увеличиваться.

Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице №5.

Таблица №5

Ответ ребенка

Количество

детей

Процентное соотношение

Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь»)

-

0 %

Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю»)

1

5 %

Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо»)

14

70 %

Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый дом»)

5

25 %

Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате реализации коррекционно-развивающей программы снизился до 0% уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. До 5% снизился уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации. Предполагаемая причина, по которой этот уровень еще имеет место, нерегулярное посещение музыкотерапевтических занятий.

Увеличился % миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций – 70 % и 25 %. Это говорит о том, что коррекционно – развивающая программа дала свои результаты, музыкотерапия при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.

Рекомендуем к прочтению:

Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Са ...

Общее представление о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, ...

Задачи психологической службы образования
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: 1) Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста. 2) Развитие индивидуальных особенностей детей - инте ...