Задачи психологической службы образованияСтраница 1
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
1) Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста.
2) Развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3) Cоздание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
4) Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Таким образом, психологическая служба образования - один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. Основным средством - создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
Практический психолог работает в конкретном учебном заведении - детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания; повышает уровень психологических знаний, помогает решению проблем педагогов как профессионалов.
Психологические кабинеты (отделы) при районных (муниципальных),
областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) сосредоточивают свою деятельность на следующем:
1) Ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений.
2) Контролируют и организуют их деятельность.
3) Оказывают методическую и иную профессиональную помощь.
4) Пропагандируют психолого-педагогические знания.
5) Проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев.
6) Участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
Рекомендуем к прочтению:
Ресоциализация
Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной п ...
Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех ил ...
Методы управления социально-психологическим климатом в
коллективе
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются с ...