Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение

В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

Резкие изменения в политической и социально-экономической структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптация ребенка к миру взрослых.

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия".

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".

Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.

Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.

2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.

3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.

4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.

Объектом курсовой работы является эмпатия как собственно психологическое образование личности.

Предмет курсового исследования - механизмы эмпатийного взаимодействия и функции эмпатии в межличностном общении студентов.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Гаврилова Т.П., Полякова В.В., Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. и других.

Рекомендуем к прочтению:

Изучение эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
Проективная методика «Кактус» Цель-изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности, ее направленность, интенсивность и т. д. Возраст от трех лет и до взрослого человека. Материал: альбомный лист, простой карандаш. Инструкция: на ли ...

Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств. Характеристика объекта исследования
Свое исследование я проводил в студенческой группе специальности «Управление персоналом», будущая профессия которых – менеджер по персоналу. Цель моего социологического исследования заключается в том, чтобы определить лидеров данной груп ...

Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы: 1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться сам ...