Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций – от животного к человеку
Страница 1

Материалы » Отличие эмоций человека от эмоций животного » Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций – от животного к человеку

Эмоции - эволюционно древние регуляторные программы поведения, активируемые сигналами внешней среды. Развитие их тесно связано с соматическим развитием животных. Первые эмоции появляются уже на этапе узловой нервной системы. Вероятно, как только одни потомки кишечно-полостных, наделённых примитивной нервной системой, научились поглощать других, у животных стали вырабатываться программы поведения, препятствующие этому процессу. Особи, получившие возможность воспринимать, например, сигналы опасности или вредности из внешней среды, имели больше шансов на выживание. Причем эти сигналы, по причине примитивности строения тела и нервной системы, непосредственно преобразовывались в действие - убегание или отторжение яда (выплевывание, рвота). Поэтому у низкоорганизованных животных эмоции имеют лишь двигательный компонент. Первичные эмоции полностью образованы двигательными программами.

В ходе эволюции происходило усложнение внутреннего строения животных. Это сопровождалось образованием специализированной системы нейрорегуляции - формированием вегетативной нервной системы (ВНС). ВНС регулирует работу внутренних органов - просвет бронхов, тонус сосудов, мочевого пузыря, потоотделение и пр. Естественно, что те животные, у которых двигательные программы включали и вегетативную регуляцию, причем в правильном сочетании с первичным двигательным комплексом, могли более успешно бороться за выживание. Например, эмоции гнева или страха требуют быстрой активации мышечной системы. Если при этом мышцы смогут дополнительно получить кровь, кислород, глюкозу и другие компоненты с параллельным торможением функционально не важных в данный момент органов - кишечника, мочевого пузыря, почек - то такое животное окажется проворнее и, следовательно, жизнеспособнее. Поэтому следующий этап развития эмоций характеризуется присоединением к двигательным программам вегетативного комплекса. Один сигнал из внешней среды может активировать процессоры двигательного и вегетативного ряда. Следует заметить, что программы вегетативного направления могут быть активированы и без эмоций.

В процессе развития сообществ животных эмоции обогатились ещё одним видом программ - коммуникативным. Хотя, по сути, это программы двигательные, но функциональная направленность их в корне отличается от основной. Программы коммуникативного направления - это мимика и позиционные комплексы. Они созданы природой для обмена сигналами и регуляции поведения животных в стае. В отличие от них первичные эмоции управляют поведением животных вне стаи.

Таким образом, в процессе эволюции происходило, во-первых, обогащение программной части первичных эмоций, а во-вторых, расширение программных вариантов эмоционального поведения. Собственно же эмоции - это врожденные программы поведения, содержащие двигательный, вегетативный и коммуникационный компоненты, и активируемые единым сигналом, поступающим из внешней среды.

С учетом наличия у животных и человека мотивационных программ регуляции поведения, взаимодействующих с субъективным сенсорным образом, весь этот нейронный комплекс одновременно активированных рецепторов и процессоров следует называть сенсорно-мотивационным комплексом регуляции восприятия и поведения.

Теперь о сигналах, активирующих эмоциональные процессоры. Формировались они в то время, когда животные только «учились» воспринимать мир. Поэтому все они просты, а то и вовсе включают один параметр как, например, хеморецепторы вкуса и обоняния. В зрительной модальности это сигналы тени, света, движения и другие. Всё это сигналы с рецепторов жесткого типа. Поэтому как животные, так и человек не учатся эмоциональному отношению к внешнему миру. Мы это получаем при рождении, так же как почки или кожу. В то же время эмоциональные программы могут встраиваться в процессоры ассоциативного типа, образующиеся у млекопитающих при жизни во время обучения.

Интересная особенность наблюдается в системе восприятия звуков. Для всех млекопитающих сложные звуковые сигналы (звукосочетания) имеют эмоциональную окраску, то есть восприятие этих сигналов вызывает соответствующее поведение. Это признак врожденный и означает наличие в слуховой системе сложных рецепторов жесткого типа, способных воспринять сложные звукосочетания и передающих воспринятый сигнал далее на процессоры эмоционального ряда. У человека, в отличие от остальных животных в коре головного мозга имеется центр восприятия речи - зона Вернике. При повреждении этой зоны теряется способность понимания слов, но не теряется способность восприятия звукосочетаний, имеющих эмоциональную окраску, например, звуков и мелодии песни. В то же время нарушение восприятия врожденных звукосочетаний не нарушает восприятие речи. Это означает существование двух параллельных систем восприятия звукосочетаний - жесткого и ассоциативного типов.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Основные типы конфликтов
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей юношей и девушек. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности ...

Стадии процесса социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации скла ...