Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Отечественные ученые о проблеме эмоций
Страница 3

1. Универсальность – независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.

2. Динамичность – фазовость протекания эмоций, нарастание напряжения и его спад.

3. Доминантность – сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание человека.

4. Суммация и упрочение – эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, и, вследствие этого, увеличивается их интенсивность, происходит упрочивание чувств, переживание которых становится сильнее.

5. Адаптация – при долгом повторении одних и тех же впечатлений происходит снижение остроты, притупление эмоциональных переживаний.

6. Пристрастность (субъективность) – одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции.

7. Заразительность – человек может невольно передавать в процессе общения свое настроение, переживание другим людям.

8. Пластичность – одна и та же по модальности эмоция может переживаться не только с различными оттенками, но и как эмоция другого знака.

9. Удержание в памяти – способность эмоций долго храниться в памяти.

10. Иррадиация – распространение настроения с обстоятельств, по поводу которых оно возникло, на восприятие в целом.

11. Перенос – свойство чувств переноситься на другие объекты.

12. Амбивалентность – человек может одновременно переживать отрицательные и положительные эмоции (смешанные эмоции).

13. Переключаемость – предметом одной эмоции становится другая эмоция («мне стыдно своей радости»). [11, с.40]

По мнению автора, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет, так как одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. «Чувство – это эмоциональная установка, являющаяся долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда в поле сознания появляется объект этого чувства.» [11, с.197] Также Ильин выделил следующие свойства чувств: модальность, интенсивность, устойчивость, широта, генерализованность, дифференцированность и обобщенность. Эмоциональные свойства человека Ильин Е.П. определял как характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека. Этими свойствами являются: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, оптимизм – пессимизм.

С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог, являясь представителем психологической теории деятельности, утверждал, что чувства человека - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. [24, с. 377] Отличительными и существенными признаками эмоций, согласно Рубинштейну, являются: полярность (положительный или отрицательный знак, которые часто образуют сложное противоречивое единство); субъективное состояние и отношение к объекту; противоположность напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. По мнению ученого, эмоции или аффективность – своеобразные познавательные процессы, которые специфическим образом отражают действительность, поэтому эмоциональные процессы нельзя противопоставлять познавательным. Согласно Рубинштейну, природа и функции эмоций определяются процессом деятельности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей и течением органических витальных процессов. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребности, о чем сигнализируют эмоции, человек может перестроить свою деятельность соответствующим образом, чтобы достичь нужного результата. При этом течение эмоциональных процессов опосредовано такими психическими процессами, как: рецепция, восприятие, осмысливание, сознательное прогнозирование всего хода событий и действий. «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.» [24, с.379] Рубинштейн также постулировал, что у воли и эмоций общие истоки – потребности, так как человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворение потребности; в результате возникшего желания и чувства удовольствия или неудовольствия, которое этот предмет доставляет, у человека формируется к нему определенное чувство, и прилагаются определенные усилия для совершения действий. Эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей, и в то же время сами эмоции, или потребности, переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивость и амбивалентность чувств обусловлены разнообразием интересов, потребностей, установок личности. По мнению Рубинштейна, чувства и эмоции человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки, ее истинное существо. [24, с.379]

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Оценочные шкалы MMPI
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал. Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни ...

Психологическое заключение.
Главные характерные особенности обследуемых групп – это преобладание избегания неудач, причем юноши и девушки друг от друга практически не отличаются. Это означает, что в группе в основном люди проявляющие не уверенность в себе и не верят ...

Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств
Для начала нам необходимо выявить лидеров студенческой группы «Управление персоналом». Наиболее оптимально для этого подходит социометрическое исследование. Для проведения социометрического исследования каждому члену группы был предостав ...