Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме курсовой работы «Малые группы в современных психологических исследованиях». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Историю изучения малых групп можно разделить на несколько этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.

В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие явления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп (коакция – это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличный от взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.

Не смотря на то, что малые группы изучались уже много лет, остаются нерешенными некоторые вопросы. В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а, следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы, классификация малых групп. Во второй главе рассматриваются социально-психологические исследования малой группы в социальной психологии детства и проблемы изучения одаренных детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп.

При написании работы в основном были использованы работы Андреевой Т.М., Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М., Щедрина Е.В., статьи из журнала «Вопросы психологии» и др.

Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы, а также современные исследования, в области малых групп, и их проблемы.

Рекомендуем к прочтению:

Экспериментальное выявление отличительных особенностей невербальной коммуникации людей разных национальностей, проживающих в Астраханской области. Описание эксперимента
Для определения различий невербального поведения разных национальных групп Астраханской области нами был проведен психолингвистический анализ. Эксперимент проводился в несколько этапов: Съемка свадеб. Все свадьбы, на основе которых про ...

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью особой формой мышления не свойственная ничему другому. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть вос ...

Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят: • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участник ...