Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Организация и ход исследования.

Материалы » Профессионально важные черты психолога » Организация и ход исследования.

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога.

В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты

38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения

35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

Эмоционально-волевая сфера

Коммуникативная сфера

Познавательная сфера

Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога. Всего было перечислено сорок четыре качества.

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибалльной шкале:

психолог не должен обладать данным качеством

должен обладать в малой степени

желательно обладать, хотя бы частично

должен иметь данное качество в значительной степени

психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих. Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).

Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.

Рекомендуем к прочтению:

Профориентация на современном этапе
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в ...

Организационные конфликты и пути их преодоления
Для конфликтной ситуации характерно следующее: неспособность и нежелание выслушать и понять доводы противника; резкое возрастание эмоциональной напряжённости, выражающейся в агрессивности, неустойчивости и неконтролируемости реакций конфл ...

Основные теории лидерства
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Те ...