Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Предмет психологической науки

Материалы » Психология как система научных знаниях » Предмет психологической науки

Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет чётко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, её исследовательскую «территорию». В свою очередь объект науки – это относительно автономный элемент действительности, на который непосредственно направлена активность познающего субъекта.

За вопросом «Что является предметом и объектом изучения?» следует ряд других принципиально важных вопросов: «Как исследовать?», «Какими методами и средствами?», «Каковы основные принципы познания и объяснения в данной области?». Ответы на эти вопросы составляют теоретико-методологический базис конкретной науки.

Достаточно трудно установить объективный характер явлений, изучаемых психологической науки. Понимание и трактовка этих явлений во многом зависят от мировоззрения исследователя, а также от традиций конкретного профессионального сообщества учёных-психологов и в силу этого отличаются значительным многообразием.

Основная научная проблема состоит в том, что психология занимается исследованием феноменов внутреннего/субъективного плана: например, изучению подлежит не физический объект, а его образ; не событие, которое принято считать «реальным», а его восприятие субъектом или воспоминание о нём. Такие феномены называются психическими (функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их специфика – в принадлежности внутреннему миру человека, в отличие от всего, что относится к миру внешнему, или к «окружающей действительности».

Уже на уровне обыденного суждения вполне очевидно существование особого субъективного мира психических явлений в форме мыслей, переживаний, представлений, воспоминаний, побуждений, желаний и пр., которые, как правило, скрыты за внешним поведением и в совокупности образуют то, что именуется психической реальностью, душевной жизнью человека. Хотя эта психическая реальность в каждом случае уникальна, можно предположить, что она формируется согласно единым принципам, подчиняется общим законам, и попытаться обнаружить их.

Иными словами, исключительное положение, занимаемое психологией в ряду других наук о человеке, связано с тем, что она стремится к научной объективации субъективного опыта, т.е. выявляет понятные и законосообразные взаимосвязи между явлениями, которые принято относить к сфере человеческой субъективности.

В отечественной психологической традиции закрепилось следующее научное определение предмета психологии:

Психология – это наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики.

Рекомендуем к прочтению:

Проксемика
У русских, как и у других национальностей, расстояние, при котором совершается коммуникативный акт, так же зависит от стиля отношений, ситуации, социальных, возрастных и половых различий. Рассматривая невербальное общение русских с точки ...

Операции представлений
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответстви ...

Теоретические основы исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе
Проблема отношения к другому подробно исследовалась в рамках отечественной психологии общения и социальной психологии (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман: М С.Каган, И.С Кон, М.И Лисина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев., Н.Н.Об ...