Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Процедура проведения социологического исследования
Страница 1

Материалы » Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера » Процедура проведения социологического исследования

Этапы программы социологического исследования:

1. Выбор тематики исследования.

2. Составление библиографии по соответствующей теме.

3. Работа с литературой, реферирование основных источников.

4. Консультации с компетентными лицами (специалистами и практическими работниками).

5. Описание проблемной ситуации, определение проблемы, объекта, предмета исследования.

6. Определение цели и постановка задач.

7. Уточнение, интерпретация основных понятий.

8. Системный анализ объекта исследования.

9. Выдвижение рабочих гипотез.

Процесс исследования начинается не с формулировки проблемы, а с осознания проблемной ситуации, которая возникает при активном и сознательном столкновении человека с окружающей средой через его практическую или теоретическую деятельность.

Проблема как особая форма диалектического противоречия отражает столкновение между стремлением к поставленной цели и возможностями ее осуществления.

Проблема есть осознанное противоречие между знанием и знанием незнания.

Проблемные ситуации имеют две стороны:

1. Гносеологическая (научная) сторона проблемы - такая ситуация, в котором исследователем осознается, что знаний объективной реальности, которыми он располагает, недостаточно для достижения цели в пределах этой реальности.

2. Предметная сторона проблемы (социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленной деятельности.

Социальную проблему характеризуют 2 обстоятельства:

- она выступает как стремление что-нибудь изменить в сложившемся положении;

- практическая задача действия может иметь множество вариантов решения, каждый из которых имеет свои последствия.

Объект социологического исследования - нечто, содержащее социальные противоречия, и порождающее проблемные ситуации. Уточнение объекта осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности, тем самым задается масштаб исследования.

Предмет социологического исследования характеристики и свойства объекта, которые в данном исследовании с учетом поставленной проблемы и сформулированных задач, представляют особый интерес для социолога. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, имеющихся исследовательских средств, которыми располагает социолог.

Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и иметь множество предметов исследования,

Цель исследования – модель ожидаемого результата, которая определяет направленность исследователя на решение теоретических, методических и прикладных проблем.

Ожидаемых результатов, теоретически ориентированного социологического исследования может быть определенный вклад в теоретическое решение проблемы, новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. В этом случае при разработке программы, основное внимание уделяется изучению научной литературы по данной проблеме, построению гипотетической концепции и интерпретации исходных понятий, а объект исследования определяется после того, как выполнена исследовательская работа на уровне теоретического анализа.

Результатом прикладного исследования могут быть программы развития социального объекта, социальные прогнозы, практические рекомендации, алгоритмы решения изученных социальных проблем, информация для обоснования управленческого решения. Методические ориентированные исследования направлены на разработку инструментария отдельных процедур и техник.

Задачи исследования – средства реализации цели, упорядочение процесса научного поиска и носят инструментальный характер, а также указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью исследовательских процедур.

Различают основные, дополнительные и частные задачи. Основные ориентированы на решение центральной проблемы, частные вытекают из основных, как их детализация, и касаются отдельных аспектов проблем, дополнительные могут быть логические не связаны с основными задачами, и касаться подготовки будущих исследований.

Интерпретация – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования. Различают три вида интерпретаций:

1. Теоретическая – интерпретация понятий, через установление связей с более общими понятиями и категориями, различных областей наук.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Цель работы и задачи исследования.
Память еще более аспекта, чем другие познавательные процессы, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить её практически невозможно. Поэтому, определяя память и её продуктивность по различным параметрам, цель ...

Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Методы и организация исследования
В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик: методику «Родительское сочинение», автор В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой в качестве, как основного, так и вспомогательного инструментария изучения характера детско ...

Особенности анкетирования и его виды
В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в ...