Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Описание и анализ результатов
Страница 2

Рассмотрим показатели уровня самоотношения графически:

_ – 1 группа; - - - - - – 2 группа

Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у женщин вступивших в повторный брак, по сравнению с не вступившими в повторный брак после развода.

У 2й группы выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как собственной личности, так и деятельности является она сама. То есть, женщины считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует их личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения.

У 2й группы, по сравнению с первой, более выражено чувство симпатии к себе, принятия себя такой, какой есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия.

Таким образом, у женщин вступивших в повторный брак более выраженное отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала[1].

Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3; по второму показателю t эмп. = 4,4; по третьему показателю t эмп. = 2,8; по четвертому показателю t эмп. = 4.5; по пятому показателю t эмп. = 4,2; по шестому показателю t эмп. = 4,7; по седьмому показателю t эмп. = 0,8; по восьмому показателю t эмп. = 0,8; по девятому показателю t эмп. = 0,5.

Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6 шкалам самоотношения выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свобода, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними групп есть и они значимы. По шкалам: самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение различия между средними недостоверны. То есть по данным шкалам нет выраженного различия между нашими группами.

Для исследования психологических барьеров, встречаемых разведенными женщинами, нами был разработан оригинальный опросник.

С целью удобства рассмотрения результатов, полученных с помощью опросника, нами был проведен факторный анализ сырых данных. В итоге, перечисленные в опроснике переменные были сгруппированы в 10 значимых факторов. Результаты факторного анализа приведены в Приложении 4. Процентный объем дисперсии показывает значимость фактора, а среднее по шкале помогает выделить степень выраженности фактора (см. Приложение 2).

Для интерпретации полученных факторов использовалась помощь группы экспертов.

Рассмотрим содержание полученных факторов по всей выборке. Они объясняют 69,5% накопленной дисперсии. Детально ознакомиться со шкалами, наполняющими каждый фактор можно в Приложении 5.

Итак, первым, как наиболее выраженным по значимости оказался фактор «Ожидания и отношения других» (21,5% от общей дисперсии). Он показывает, что мнение окружающих, их отношение и определенные ожидания в самой высокой степени создают препятствия для разведенных женщин. Такого рода трудности имеют самое высокое значение для женщин в связи с особенностями их воспитания и существующими нормами. Они стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, и особенно ожиданиям, связанным с гендером, чтобы избежать социального неодобрения. Женщинам, пережившим развод, до сих пор приходится сталкиваться с негативной оценкой окружающих. Таким образом, результаты исследования показывают, что определенные отношения и ожидания окружающих выступают психологическим барьером для разведенных женщин.

Вторым по значимости является фактор, интерпретируемый группой экспертов, как «Недооценивание как женщины» (9,8%).

Можно сказать, что трудности, которые входят в состав первого и второго факторов относятся к воздействиям внешней среды, и их изменить очень сложно (отнесем их к «внешним» факторам). Эти два образовавшихся фактора показывают степень влияния определенных отношений и ожиданий.

Третий фактор, объясняющий 7,3% от общей дисперсии, был интерпретирован как «Отсутствие жизненного опыта», так как он связан с трудностями, основой которых является отсутствие опыта в широком значении, в жизни вообще (см. Приложение 5). Таким образом, этот фактор можно отнести к «внутренним» факторам, так как, в отличие от предыдущих двух, рассмотренных ранее факторов, возникновение составляющих этот фактор трудностей завит уже не только от внешних обстоятельств, но в большей степени от самой женщины.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров. Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себ ...

Возможности преодоления конфликтных ситуаций учителем в ходе педагогического общения
Мы утверждаем, что способ сотрудничества малоэффективен, когда сталкиваются ценности педагога и учащегося, их верования, предпочтения, личные вкусы, жизненный стиль, идеи, наконец. Чаще всего такие конфликты происходят по поводу: ■ ...

Основные характеристики представлений
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные об ...