Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психические свойства личности военнослужащего. Направленность личности
Страница 4

Материалы » Взаимосвязь свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих » Психические свойства личности военнослужащего. Направленность личности

Холерик — как правило, порывист, быстр, нетерпелив. Отличается высокой реактивностью и активностью. Ему свойствен быстрый психический темп переживаний. Реактивность преобладает над активностью. Поэтому он исключительно страстен в работе, но нередко неуравновешен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам, при недостаточной воспитанности вспыльчив и резок.

Флегматик — это человек на вид спокойный и уравновешенный, медлительный и неповоротливый, невозмутимый. Внешне чувства, настроения, как правило, устойчивы, эмоции, раскрывающие его душевное состояние, он проявляет только в исключительных случаях. -

Меланхоликом называют человека, склонного к глубоким переживаниям, болезненно чувствительного, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием. Меланхолик легкораним, мнителен, болезненно реагирует на малейшие обиды, замкнут.

Такое представление о темпераменте сегодня кажется наивным. Теперь не вызывает сомнения то, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, основных нервных процессов — возбуждения и торможения, и от их соотношения. И. П. Павлов своими экспериментальными исследованиями показал, что процессы возбуждения и торможения у различных людей могут различаться по силе, подвижности, уравновешенности. Эти характеристики легли в основу наиболее известной классификации темпераментов. Как уже говорилось, еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, и для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.), а для меланхолического и флегматического темпераментов — напротив, медлительность в движениях и слабое выражение чувств.

Индивидуальные различия темпераментов обусловлены особенностями нервных процессов. Сочетание свойств нервных процессов (силы, подвижности и уравновешенности), по мнению Павлова, образует определенный тип высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности и является физиологической основой темперамента.

В отечественной психологии значительный вклад в развитие теории темперамента внес Б.М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки экспериментальных исследований темперамента в более поздние годы. Теплов понимал под темпераментом устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные различия людей по особенностям темперамента он объяснял различным уровнем развития тех или иных свойств темперамента, основными из которых являются сила (выносливость), динамичность (скорость образования положительных и тормозных условных процессов), подвижность (скорость переделки знаков раздражителей) и лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Знание офицером особенностей темперамента военнослужащих — одна из предпосылок успешного воспитательного влияния на них. В воспитании и руководстве личным составом важно опираться на положительные черты темперамента, укреплять и развивать их [22; с. 122].

Характер

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. Слово «характер» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «печать», «чеканка». В психологии понятие характера обозначает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

Характер человека формируется после рождения и может трансформироваться в течение всей его жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, условия (или образ) жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют значительную роль в формировании характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Результаты диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке
Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены в Сводной таблице эмпирических данных (см. приложение 4). Одна из характерных особенностей обследуемых групп – это преобладание мотивации избегания неудач (мотивация достижения: Хмах ...

Учебная успеваемость в связи с уровнем интеллектуального развития
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства. Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. В ...

Проблема научной парадигмы в психологии
Парадигма – это общепризнанный эталон, образец научного исследования, включающий теорию, метод, примеры его конкретного применения, указание на характер выявляемых закономерностей и т.д. Парадигма обеспечивает интегрированность научного з ...