Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Результаты опытно-экспериментального исследования
Страница 4

Полученные данные также совпали с показателями предыдущих методик.52,2% имеют низкий уровень (0,1-0,45) коммуникативной культуры или ниже среднего (0,46-0,55). Средний уровень (0,56-0,65) имеют 36% исследуемых. Выше среднего (0,65-0,75) имеют 11,8% студентов. Высокого уровня развития коммуникативной культуры не имеет ни один студент (рис.4). Таким образом, после начальных срезов были выделены следующие проблемы:

• низкий уровень общительности и коммуникабельности;

• психологическая неготовность к организаторской и коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

• неуверенность в себе и своих силах;

• робость и замкнутость;

• отсутствие самостоятельности в суждениях неумение общаться на профессиональном уровне.

Этап завершился разработкой экспериментальной программы спецкурса "Основы педагогического общения" (приложение 5).

2-й этап - формирующий.

Формирующий этап направлен на формирование у студентов коммуникативной культуры. Для этого необходимо учитывать следующие психологические условия:

1. Создание и обеспечение благоприятного психологического климата в группе, инициирующего стремление членов коллектива к субъект-субъектным отношениям как доминирующим.

2. Проявление педагогами психологической культуры, выражающейся в культуре чувств, в способности сопереживать и сострадать.

3. Обеспечение комфортного и конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагающего их взаимное внимание друг к другу, как к личности со своими достоинствами и недостатками, возможностями, проблемами, т.е. обеспечение взаимоотношений, требующих личностно-ориентированное общение.

4. Использование в процессе обучения педагогических технологий, поддерживающих и реализующих психологическую культуру педагога: благоприятный психологический климат, коммуникативную культуру педагога и субъект-субъектные отношения.

Для целенаправленного формирования коммуникативной культуры у студентов необходимо сочетание различных форм учебно-преподавательской деятельности, проведение специально организованных спецкурсов и тренингов.

В связи с этим нами разработан и внедрен спецкурс "Основы педагогического общения" (см. приложение № 5).

Анализируя методику преподавания спецкурса, мы отмечаем, что лекции направлены на формирование научных знаний без лишнего упрощения или усложнения, расширение границ интеллектуальных возможностей студентов. Интерес к изучаемому, элементы эмоциональности и отсутствие однообразия в лекции создавали стимул для хорошего восприятия.

При проведении лабораторно-практических занятий широко использовались методы активного обучения - метод анализа ситуаций и ролевые игры.

Цель этих методов - формирование коммуникативной культуры будущих специалистов, приобретение умений и навыков быстрой и достаточно точной ориентировки в ситуации общения, решение проблемной ситуации.

Различие состоит в том, что метод анализа ситуации предполагает свободное высказывание мнений, дискуссию - все студенты становятся участниками обсуждения, решение коммуникативной задачи является как бы "коллективным продуктом". Метод ролевой игры отличается от анализа ситуаций внесением элементов театрализации, возможностью моделирования реальных условий педагогической деятельности, проигрывания той или иной роли (педагога, студента, родителя), что дает возможность "примерить на себя" роль преподавателя, почувствовать свои сильные и слабые стороны в культуре общения.

Ролевая игра, предлагая модели различных ситуаций общения, часто позволяла выйти за привычные рамки поведенческих стереотипов, находить и активно использовать новые неизвестные им и не применявшиеся прежде элементы культуры общения. С этой целью при разыгрывании каких-либо ситуаций предлагались каждому студенту обстоятельства, роль и действия, наименее характерные для сложившейся у него манеры общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Организация как социальная группа
Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеолог ...

Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая ...

Социально-психологический климат организации и его специфика в коллективе медицинского персонала
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систе ...