Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Страница 4

В педагогической работе нарушение такта в общении приводит к крайне нежелательным последствиям - скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического работника. Поведение, не соответствующее ролевым ожиданиям, приводит к межличностным конфликтам, что в свою очередь отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива.

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными состояниями его участников. В субъективном плане любой конфликт оценивается человеком отрицательно, так как при этом возникает психологическое напряжение (стрессовое состояние), которое при длительном протекании с неизвестным результатом отрицательно влияет не только на жизнедеятельность организма, но и характер личности.

Вместе с тем, каждый педагог должен знать, что в объективном плане конфликт как разновидность проявления противоречий является источником развития. В основе этих противоречий могут быть предметно-деловые разногласия, способствующие активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

Во взглядах ученых на проблему конфликтов порой проявляются две противоположные линии: в одних случаях проявляются обоснования концепции конфликтов как неизбежного проявления групповой жизни, в других - считают, что с помощью психологических средств возможно полное устранение конфликтных ситуаций путем оптимизации межличностных отношений и повышения психологической грамотности.

"Существуют различные способы снятия психического напряжения: принесение извинений и обращение с просьбой о прощении; переключение одного или обоих субъектов конфликта на другие виды деятельности; предоставление каждому из них возможностей для подробного объяснения своей позиции и своих взглядов на предмет конфликта, а также права на свою особую точку зрения; демонстрация симпатии субъектам конфликта, готовности проявить к ним внимание и оказать поддержку" [135].

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признание достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др. [139]. Грамотное разрешение конфликтов - одно из условий создания нормальной психологической атмосферы.

Наши исследования выявили, что при высоком авторитете руководителя коллектива резко снижается количество конфликтных ситуаций, как по вертикали, так и по горизонтали. В этом, несомненно, сказывается так называемый "эффект ореола" [171], порождаемый престижностью руководителя. "Престиж - это мера того, насколько подчиненные (или сотрудники) признают превосходство руководителя в его способностях, знаниях и умениях" [123]. В ходе исследований выявилось, что психологическая грамотность руководителя позволяет во многих случаях избежать перерастания противоречий в острый, а иногда и в длительный конфликт.

Оказалось, что в конфликтных ситуациях решающее значение имеет не сам факт разногласия, а скорее характер общения и способы разрешения возникших противоречий. Основываясь на изучении опыта лучших руководителей педагогических, студенческих коллективов, можно с уверенностью сказать, что при разрешении конфликтов решающее значение имеют переговоры с конфликтующими сторонами или оппонентами.

Законы психологии диктуют условия ведения переговоров, и они должны быть динамичными, не затянувшимися. Это правило, к сожалению, очень часто нарушается, так как напряженность переговоров не всегда позволяет реально оценивать течение времени. Вследствие этого, возникает состояние психологической утомленности, определяющее временно безразличие к результатам беседы. Не следует огорчаться, если в первый раз беседа не привела к окончательному устранению противоречий. Важно, чтобы собеседники ушли с чувством готовности к дальнейшим контактам. Вот почему переговоры должны заканчиваться на позитивной ноте. При подведении итогов руководитель должен подчеркнуть полезность такой беседы и выразить уверенность в том, что ее результаты приблизили ситуацию к разрешению конфликта. С психологической точки зрения этот прием влияет на формирование позитивных установок по отношению к будущим переговорам, исключает пессимизм и неверие в возможность стабилизации отношений.

Таким образом, предварительный анализ конфликтной ситуации, обдуманное поведение во время переговоров с учетом индивидуально-психологических особенностей собеседников является одним из важных средств разрешения постоянно возникающих противоречий и совершенствования социально-психологических отношений в трудовом коллективе. По мнению английских управленцев М. Вудкока и Д. Френсиса [54], эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителей убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела.

Руководитель и члены коллектива в целом должны чувствовать, как следует передать информацию, если ее смысл и без того сильно воздействует на эмоциональную сферу человека, то есть воспитанные люди должны обладать рефлексией, искусством педагогического общения [123].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений руководителей с подчиненными. Речь идет не просто о вопросе "руководитль-подчиненный" в его привычном понимании, а о более широком социокультур ...

Социализация как постоянный рост
Сторонники адаптивистского подхода обычно считают, что взрослым приходится преодолевать один за другим ряд отдельных кризисов. Разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от этих теорий развивающий подход п ...

Когнитивная психология
Конгнитивная психология [19] - направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского пси ...