Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Окулесика. Язык глаз в коммуникации людей разных культур
Страница 6

Сумма взглядов, или, время контакта глаз, - это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. А что влечёт за собой уменьшенная – по сравнению с нормой – длительность контакта глаз? Такое невербальное поведение тоже значимо. Во-первых, в этом случае мы скрываем от посторонних глаз свои чувства и реакции. Во-вторых, глядя в сторону (а это не то же самое, что отводить или отворачивать глаза), мы можем сфокусировать своё внимание на чём-либо. Подобно маленькому ребёнку, который закрывает при игре в прятки глаза рукой, думая, что его никто тогда не увидит, взрослые часто считают, сто, коль скоро не видят в глазах данного человека обвинения, злобы или агрессивного к себе отношения, этот человек не способен причинить им вреда.

Все закономерности и правила глазного поведения, приведённые выше, не являются универсальными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и посмотри на меня!». Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают подобное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата.

Арабы и южноамериканцы определят малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливости. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индийцев бороро и витото в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на друга. Если же человек что-то рассказывает в аудитории, он может (и часто это делает) повернуться к людям спиной и даже вообще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, продолжая свой рассказ.

Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.

Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.

В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. (Грушевицкая, Попков, Садохин 2002, 179)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Рекомендуем к прочтению:

День 3.
Когда заключенные ходили в столовую, было поставлено одно условие: съедать все до конца. Кто не подчинялся этому требованию, его заставляли делать это силой. Так и произошло с заключенным под «№82». Он очень не любил молоко. Сначала он от ...

Дискурс как предмет лингвистического изучения
Анализируя компьютерный дискурс, необходимо уточнить содержание понятия "дискурс", определить его природу и основные характеристики, а также выяснить отношения данного термина к смежным понятиям “текст” и “речь”. В современной ...

Паралингвистика
Под паралингвистикой понимается наука, которая составляет отдельный раздел невербальной семиотики и предметом изучения которой является параязык – дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевые коммуникации и могущи ...