Эмоции и мимические жесты
Очевидно, что по лицам людей в ничуть не меньшей степени, чем по их словам, можно судить об их актуальном психологическом, и в частности эмоциональном, состоянии, например, нервничает ли он, удивлены чем-то, сердятся или радуются. Телесные проявления эмоций мы наблюдаем главным образом в мускульной активности отдельных частей лица человека, его рук, ног и головы, в позах, которые человек принимает, в модуляциях голоса и изменении тона, в особом дыхании и др.
Эмоция, обычно обозначаемые в языке эмоциональными глаголами, могут проявляться в акте коммуникаций также и в жестах, доступных внешнему наблюдателю. Когда человек неистовствует или беснуется, он обычно ругается, крутит головой из стороны в сторону, бегает, сжав кулаки, трясет ими, а когда радуется, ликует или торжествует, то улыбается, смеется, танцует, поет, хочет поделиться своей радостью с другими людьми.
Традиционная точка зрения на соотношение чувств и их невербальных проявлений общеизвестна: выражение чувства является не чем иным, как манифестацией внутреннего состояния человека.
Необходимо разграничивать жесты и физиологические, чисто утилитарные движения человеческого тела, которые ни коим образом не являются жестами. Улыбка, сморкание и чихание – это всё действия, которые осуществляются людьми разных национальностей и культур, однако сморканье и чиханье, в отличие от обычной улыбки, - это физиологические движения, а не жесты.
Жест, как и всякий знак, имеет и означающее и означаемое, при чём связь между ними в большинстве случаев носит условный характер. Поэтому движениями, а не жестами являются, например, вращение головой из стороны в сторону, когда натирает шею тугой воротничок, смена положения ног в случае, когда они затекли от долгого сидения нога на ногу, почёсывание, когда чешется, движения человека, отгоняющего от себя комаров, смахивание крошек со стола и тысячи других. Жесты служат для выражения некоторого, обычно конвенционального, смысла, подлежащего лексикографированию.
А чихание или сморкание в норме не имеют знаковой или семиотической функции. Ведь человек чихает не для того, чтобы выразить или передать какой-то смысл; например, он делает это заведомо не с целью информировать собеседника о непорядках в его системе дыхания. И хотя каждая телесная деятельность человека может что-то говорить наблюдателю о её субъекте или ситуации в целом, это ещё не означает, что её следует считать знаковой.
Но есть ли что-нибудь общее между такими жестами, как улыбка, почёсывать голову, потирать руки, поглаживать подбородок или бороду, с одной стороны, и такими движениями, как жевать жевательную резинку или кусать ногти, обгрызать карандаши или ручки, переворачивать подушку и чихать, - с другой? Все эти жесты и движения охлаждают мозг, более энергично подводя кровь к кавернозной полости (синусу) и уводя оттуда кровь, более тёплую. (Крейдлин 2002, 160)
Рекомендуем к прочтению:
Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния
духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение
подростков в различных социальных средах. Организа
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.
Была выдвинута следующая гипотеза
: мироощущение и социально ...
Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом
Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при приеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малыш плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда возникают проблемы с жеванием. У дет ...
Введение.
Цель моего реферата – показать всю сложность и многогранность природы человека. Человек – самое высокоорганизованное существо на Земле и поэтому его изучает много разных наук, которые часто переплетаются между собой, образуя новые. Филосо ...