Организационные
конфликты и пути их преодоленияСтраница 7
Традиционно конфликты в социальных структурах рассматривались как патология или нежелательные отклонения, влекущие за собой негативные последствия. Проблема - в теоретическом и практическом аспекте - сводилась к тому, каким образом в общественном устройстве или функционировании организаций избежать конфликтов, признается необходимость управления конфликтами.
Одной из задач нашего исследования было проведение диагностики социально-психологического климата в организации Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы. Исследование выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях медработниками проводилось по методике К. Томаса. Испытуемым было предложено представить конфликтную ситуацию, возникшую в процессе общения, а затем из опросного листа выбрать наиболее вероятный для них вариант поведения. Результаты были обработаны с помощью ключа, а затем сведены в Таблицу 5.
Наиболее избираемой медработниками в конфликтной ситуации получилась стратегия компромисса (7,82). При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Вероятно, медперсонал выбирает такой стиль поведения вследствие того, что они имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Таблица 5 Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации медработников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы
Стратегии Группы |
Средние значения | ||||
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление | |
Медицинский персонал (медсёстры, врачи) |
3,18 |
6,45 |
7,82 |
6,45 |
6,1 |
Активные |
Пассивные |
Настораживает факт выбора медиками стратегии избегания (6,45) в конфликте. Этот стиль поведения предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. В этом случае работники не стремятся отстаивать свои права и воздерживаются от высказывания своей позиции, а, значит, из конфликтной ситуации они выйдут без ущерба для своих интересов.
Кроме избегания, из группы пассивных стратегий, медработники выбирают позицию приспособления (6,1). Вероятно, такой стиль поведения будет характерен в случае мало существенного спора между конфликтующими сторонами, когда сохранение хороших отношений с оппонентом для медика важнее решения конфликта в свою пользу.
Наименее выбираемой стратегией для коллектива медработников Павловской центральной районной больнице оказалась стратегия соперничества (3,18), которая характеризуется активной борьбой индивида за сохранение своих интересов. Возможно, это связано со спецификой медицинской деятельности вследствие того, что для эффективности медицинской деятельности коллектив должен быть сплочённым, высокоорганизованным. Индивидуальные усилия отдельных медработников не принесут желаемых успехов, если они не будут согласованы с действиями других медиков.
Рассматривая социально-психологический климат с точки зрения выбора медперсоналом стратегии поведения в конфликтных ситуациях, было выявлено, что медработники склонны принимать компромиссные решения. Это наглядно представлено на Рис.3. Сырые баллы испытуемых представлены в Таблице 6, а на Рис.4 показан график распределения стратегий поведения в конфликтной ситуации каждого испытуемого.
Рекомендуем к прочтению:
Развитие навыков профессионального общения
Важным составным компонентом профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, во многом определяющим успешность реализации возложенных на них функций, являются навыки профессионального общения, умение устанавливать психол ...
Эмоциональное неблагополучие у детей дошкольного возраста. Общая характеристика эмоций и
чувств
В данном параграфе поставлена цель раскрыть такие понятия, как чувства, эмоции. Какой путь прошла эмоциональная сфера, как люди отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Как выражаются эмоции, и в каких ситуациях это происходит.
...
Заключение.
Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо р ...