Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах
Страница 2

У обучающихся средней школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.

В школе – интернате распределение следующее: 30% - знаменитости, 10% - родственники, 10% - воспитатели интерната, 50% - никто. На знаменитостей хотят походить потому, что они успешные, красивые, поют или танцуют, их любят очень много людей.

Диаграмма 5

Представления о кумире современных подростков из различных социальных сред

Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья – 7%, знаменитости – 16%, «Я» - 9%, президент РФ – 2%, никто – 37%. Для детей из интерната: 45% - никто, воспитатели – 15%, родные – 10%, знаменитости – 20%, абстрактный образ – 10%. Вот пример их рассуждения:

· «Для меня является идеалом человек, который сам стремится быть счастливым в своей жизни. Человек, который в первую очередь уважает сам себя и уважает других, который всегда уважает правду и стоит за нее, он против неправды».

Диаграмма 6

Представления об идеале у современных подростков из различных социальных сред

Таким образом, для школьников из социально обедненной среды характерно следующее:

· достаточно выражено профессиональное самоопределение, которое носит реальный характер, то есть выбираются наиболее приемлемые, традиционные профессии – врача, инженера, учителя, юриста, экономиста; освоение профессии расценивается важнее форм и масштабов отдыха.

· в выборе жизненного пути просматривается установка на собственные силы (хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен, хорошо освоить профессию и т.д.); достаточно осознанный настоящий и социально ценный образ будущего; четкая ориентация на создание крепкой, полной семьи, с наличием двух-трех и более детей, с теплыми, любовными отношениями.

Школьникам из традиционной, обычной социальной среды присуще следующее:

· слабо выражено конкретное профессиональное самоопределение: выбирает реальную профессию очень малое число школьников, что компенсируется ярко выраженным личностным самоопределением: стать «успешной личностью» желает абсолютное большинство опрошенных (более 85%).

· Создание в будущем семьи редко входит в планы подростков. Для некоторых из них семья может являться препятствием для достижения успешности в жизни.

Представления о будущем у подростков также значительно отличаются в зависимости от среды, в которой находится ребенок. Школьники из обычной социальной среды нацелены в будущем на решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Практически все они планируют стать «успешными людьми», а такие ценности, как семья, любовь, дружба не учитываются современными подростками. Но если оценить представления о будущем у подростков их социально-депривированной среды, то становится ясно, что для таких детей важнее всего иметь в будущем здоровую, крепкую, дружную семью, быть хорошими родителями, уметь самому обеспечивать свое существование. Такую позицию легко объяснить: люди начинают ценить что-либо после того, как это было ими утрачено. Поэтому подростки, лишенные семьи, своего дома, личных вещей будут стараться создать все это в будущем.

В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.

Значительные изменения претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная часть молодежи, особенно из школы интерната, не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков из обычной среды (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 45% молодых людей в школе-интернате и 54 % в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовс ...

Вступление
Психология имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, ист ...

Анализ результатов расширенной автобиографии
Обследуемая (далее К.) родилась, выросла в г. Краснодаре. В процессе беседы выяснилось, что родители уделяли мало времени ее воспитанию, поскольку много времени у них занимала работа и забота о младшей сестре (разница в возрасте – 5 лет) ...