Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Заключение
Страница 1

В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Как уже говорилось, проблема умственного развития обсуждается в научной психолого-педагогической литературе давно. В зарубежной психологии проблема интеллекта была представлена Ч. Спирменом, Р. Кэттэллом, Л. Терстоуном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии в рамках данной проблематики рассматривались сущность и структура интеллекта, интеллектуального развития, взаимосвязь умственного развития и обучаемости, критерии и диагностика умственного развития такими авторами как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.М. Гуревич и др. Большинство авторов придерживается тезиса о единстве мышления и речи, когда речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.

В этой связи проблема соотношения умственного и речевого развития ребенка является всегда актуальной. Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза исследования, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).

В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями; сравнительного анализа интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями, выявления особенностей интеллектуального развития дошкольников с нарушениями речи.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1. Существуют некоторые различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).

2. Развитие интеллектуальных способностей ниже среднего уровня у детей с речевыми нарушениями встречается в два раза чаще, чем у сверстников с речевой нормой.

3. Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется на более низком уровне в четыре раза чаще у дошкольников с нарушениями речи, чем у нормально развивающихся детей.

4. У детей с речевыми нарушениями отстаёт развитие зрительно-моторной координации.

Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).

Приложение

Таблица 1.

Результаты выполнения МЭДИС детьми контрольной группы

п/п

Испытуемый

Возраст

Баллы за субтесты

Общий

показатель

Уровень

развития

1 с.

2 с.

3 с.

4 с.

1.

Наташа М.

7: 0

3

3

4

1

11

средний

2.

Даша Х.

7: 7

3

2

5

1

11

средний

3.

Вика Н.

7: 4

3

4

4

1

12

средний

4.

Вика В.

7: 1

5

2

3

2

12

средний

5.

Маша К.

7: 0

4

2

3

1

10

н/средн.

6.

Ира У.

7: 3

4

2

3

2

11

средний

7.

Люда К.

6: 7

4

4

3

3

14

высокий

8.

Настя А.

6: 10

4

2

4

1

11

средний

9.

Юля Л.

6: 11

4

4

4

2

14

высокий

10.

Антон С.

7: 1

4

2

2

2

10

н/средн.

11.

Артём Б.

6: 9

5

0

4

3

12

средний

12.

Алёша И.

7: 0

3

2

4

2

11

средний

13.

Игорь К.

7: 2

4

3

2

2

11

средний

14.

Максим Н.

6: 7

4

2

3

3

12

средний

15.

Саша П.

7: 0

4

1

3

2

10

н/средн.

Среднее по группе

3,9

2,3

3,4

2,1

11,5

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника
В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника». Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной ...

День 5.
На пятый день эксперимента, Майеру – «№69» становится плохо. В итоге «№69» и «№53» в госпитале, а у «№82» – психическое расстройство. В понедельник был день «свиданий» с родными и друзьями. Руководители опасались, что близкие могут увиде ...

Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев по ...