ЗаключениеСтраница 1
В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать особенности интеллектуального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями. Как уже говорилось, проблема умственного развития обсуждается в научной психолого-педагогической литературе давно. В зарубежной психологии проблема интеллекта была представлена Ч. Спирменом, Р. Кэттэллом, Л. Терстоуном, Дж. Гилфордом и др. В отечественной психологии в рамках данной проблематики рассматривались сущность и структура интеллекта, интеллектуального развития, взаимосвязь умственного развития и обучаемости, критерии и диагностика умственного развития такими авторами как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарёв, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, К.М. Гуревич и др. Большинство авторов придерживается тезиса о единстве мышления и речи, когда речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.
В этой связи проблема соотношения умственного и речевого развития ребенка является всегда актуальной. Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза исследования, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
В исследовании решались задачи диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями; сравнительного анализа интеллектуального развития старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями, выявления особенностей интеллектуального развития дошкольников с нарушениями речи.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.
1. Существуют некоторые различия в интеллектуальных способностях у дошкольников с разными речевыми нарушениями: общая осведомлённость и словарный запас лучше сформированы у детей с ФФН (по сравнению с ОНР).
2. Развитие интеллектуальных способностей ниже среднего уровня у детей с речевыми нарушениями встречается в два раза чаще, чем у сверстников с речевой нормой.
3. Процесс словесного обозначения как переход от невербального содержания к вербальному, осуществляется на более низком уровне в четыре раза чаще у дошкольников с нарушениями речи, чем у нормально развивающихся детей.
4. У детей с речевыми нарушениями отстаёт развитие зрительно-моторной координации.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что интеллектуальное развитие старших дошкольников с различными речевыми нарушениями характеризуется определенной спецификой (по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием).
Приложение
Таблица 1.
Результаты выполнения МЭДИС детьми контрольной группы
|
№ п/п |
Испытуемый |
Возраст |
Баллы за субтесты |
Общий показатель |
Уровень развития | |||
|
1 с. |
2 с. |
3 с. |
4 с. | |||||
|
1. |
Наташа М. |
7: 0 |
3 |
3 |
4 |
1 |
11 |
средний |
|
2. |
Даша Х. |
7: 7 |
3 |
2 |
5 |
1 |
11 |
средний |
|
3. |
Вика Н. |
7: 4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
12 |
средний |
|
4. |
Вика В. |
7: 1 |
5 |
2 |
3 |
2 |
12 |
средний |
|
5. |
Маша К. |
7: 0 |
4 |
2 |
3 |
1 |
10 |
н/средн. |
|
6. |
Ира У. |
7: 3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
11 |
средний |
|
7. |
Люда К. |
6: 7 |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
высокий |
|
8. |
Настя А. |
6: 10 |
4 |
2 |
4 |
1 |
11 |
средний |
|
9. |
Юля Л. |
6: 11 |
4 |
4 |
4 |
2 |
14 |
высокий |
|
10. |
Антон С. |
7: 1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 |
н/средн. |
|
11. |
Артём Б. |
6: 9 |
5 |
0 |
4 |
3 |
12 |
средний |
|
12. |
Алёша И. |
7: 0 |
3 |
2 |
4 |
2 |
11 |
средний |
|
13. |
Игорь К. |
7: 2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
11 |
средний |
|
14. |
Максим Н. |
6: 7 |
4 |
2 |
3 |
3 |
12 |
средний |
|
15. |
Саша П. |
7: 0 |
4 |
1 |
3 |
2 |
10 |
н/средн. |
|
Среднее по группе |
3,9 |
2,3 |
3,4 |
2,1 |
11,5 | |||
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
1. Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъек ...
Окулесика
Взгляд большинства взрослых лезгин, как мужчин, так и женщин, можно охарактеризовать как серьезный, внимательный. Создается впечатление, что они смотрят куда-то вдаль, это особенно свойственно старикам. Женщины иногда щурятся, когда наблю ...
Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Са ...

