Результаты исследования интеллектуального развития
старших дошкольников с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениямиСтраница 1
Рассмотрим эмпирические данные, полученные в ходе исследования, отдельно по диагностическим методикам и двум группам испытуемых: "речевой" (с речевыми нарушениями) и контрольной (с нормой речевого развития).
На первом этапе исследования диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью "Методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей" (МЭДИС). Результаты сгруппированы в две таблицы (см. Табл.1 и Табл.2 в Приложении).
По уровню выполнения заданий теста испытуемые экспериментальной группы (с речевыми нарушениями) разделились почти поровну: у 47% испытуемых (7 человек) выявлен уровень ниже среднего, а у 53% испытуемых (8 человек) – низкий. При этом средние арифметические значения, характеризующие выполнение каждого отдельного субтеста составили: 3,3 балла за 1 субтест; 1,1 балла – за 2 субтест; 1,9 балла – за 3 субтест и всего 0,73 балла – за субтест №4.
В контрольной группе испытуемые распределились по трём уровням выполнения заданий теста: у 13% (2 человека) обнаружен высокий уровень сформированности интеллектуальных способностей, у 67% (10 человек) – средний уровень, у 20% (3 человека) – уровень ниже среднего.
На втором этапе исследования для изучения интеллектуального развития дошкольников использовался "Картиночно-словарный тест" (КСТ).
Словесное обозначение картинки, составлявшее сущность заданий данной диагностической методики, оказалось сформированным у испытуемых экспериментальной группы на среднем уровне и ниже среднего. При этом количественный состав этих подгрупп представлен следующим образом: средний уровень выявлен у 40% детей (6 человек), а уровень ниже среднего – у 60% детей (9 человек).
Результаты испытуемых контрольной группы могут быть представлены в следующем виде: уровень ниже среднего обнаружен у 13% (2 человека), средний уровень – у 60% (9 человек), уровень выше среднего – у 20% (3 человека) и высокий уровень – у 7% (1 человек).
На третьем этапе исследования оценка умственного развития детей старшего дошкольного возраста производилась с помощью "Скринингового теста школьной зрелости". Поскольку данный тест включает в себя два разнонаправленных субтеста: невербальный и вербальный, необходимо оценивать выполнение заданий детьми отдельно по каждому субтесту.
В экспериментальной группе задания невербального субтеста были выполнены детьми на низком, ниже среднего и среднем уровнях. При этом выполнение низкого уровня составило 20% (3 человека), ниже среднего уровня – 53% (8 человек), среднего уровня – 27% (4 человека). Охарактеризовать школьную зрелость дошкольников этой группы можно как сомнительную зрелость – у 47% (7 человек) и как незрелость - у большинства – 53% (8 человек).
В результате выполнения вербального субтеста у 40% (6 человек) выявлен средний уровень и у 60% (9 человек) – уровень ниже среднего. Характеристика школьной зрелости по этому субтесту включает следующие оценки: зрелость обнаружена у 7% детей (1 человек), сомнительная зрелость – у 40% (6 человек) и незрелость – у большинства испытуемых – 53% (8 человек)
Рекомендуем к прочтению:
Результаты исследования и их обсуждение.
Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов.
Среди качеств, которыми пс ...
Социально-психологический климат организации и его специфика в коллективе
медицинского персонала
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систе ...
Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов
анкетирования по общему психологическому практикуму
Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено эксперим ...