Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Лидеры стихийных групп
Страница 2

Вожаки вовсе не должны обладать особым интеллектом или проницательностью. Как раз, наоборот – для того, чтобы никогда не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными, ибо интеллект заставляет раздумывать и колебаться. Вожаки – люди действия, фанатики. «Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка».[11]

Толпа безвольна, и инстинктивно тянется к человеку, наделенному сильной волей. Конечно, толпу иногда увлекают и просто хитрые ораторы, действующие исключительно из своих личных интересов. Но их влияние не бывает прочным, долговременным.

Роль вожаков заключается в создании веры. Не важно какой – религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера.

Если необходимо заставить совершить топу некоторый моментальный акт, например, ограбить дворец или броситься на защиту баррикады, то самым лучшим в данной ситуации является личный пример. Если же толпу нужно убедить следовать каким-то идеям-верованиям, то здесь предлагается другой, но столь же универсальный рецепт – утверждение – повторение – взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументов и доказательств, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным, сводиться к лозунгу. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области «бессознательного». Через какое-то время мы забываем автора утверждения, повторенного множество раз и начинаем ему верить. Если же мы читаем в газете, что один – превосходнейший человек, а другой – совершенный негодяй, то мы становимся в конце концов убеждены в этих «фактах» (конечно, если мы при этом не читаем другую газету, в которой сказано прямо противоположное).

После того, как повторение происходило достаточное количество раз в дело вступает уже известный могущественный фактор – взаимное внушение. Ведь управляют толпой не при помощи аргументов, а используя образцы. Законодатели всевозможных мод не должны слишком отрываться от толпы, иначе массе подражать им станет невозможно.

Обаяние – «таинственная сила», благодаря которой люди или идеи подчиняют себе мир. Часто обаяние слагается из восхищения и страха. Но всегда оно связано с удивлением и почтением. Обаяние как и многое другое, можно связать с внушением.

Лебон различает два вида обаяния: приобретенное и личное. Первое связано с именем, богатством, репутацией и т.п., второе же принадлежит отдельному индивиду.

Г. Лебона описывал четыре основных типа вожаков[12]:

«Апостол». Убежденные проповедники, «мессии» и апостолы неких верований, целью своей жизни ставят воцарение веры. Это харизматические лидеры, обладающие именно теми качествами, которые востребованы массой. Такие лидеры – как бы «прообраз толпы», они «несут в себе все ее основные свойства». Его логика – элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию. В структуре поведения такого лидера особенно выделяется жажда разрушения.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Сформулировать вывод из эксперимента, представленного в фильме
Фильм наглядно демонстрирует, что в экстремальных ситуациях в зависимости от условий, в которые они помещены, одни люди могут вести себя абсолютно неадекватно, проявляя садистские наклонности, унижая и оскорбляя людей, которые волею судьб ...

Воображение и эмоции
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взро ...

Возникновение школьных неврозов
Для большинства детей уже само поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к со ...