Пути и средства формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
в среду нормально развивающихся в условиях ДОУ. Особенности
коррекционной работы с умственно-отсталыми детьмиСтраница 4
Важным компонентом работы с родителями в практике психологического консультирования является информирование их об особенностях развития ребенка, о вероятностном прогнозе развития и выработке конкретных рекомендаций. Сообщение родителям полной и объективной информации об особенностях развития ребенка с учетом родительских установок и особенностей социальной ситуации является обязательным этапом оказания психологической помощи в процессе консультирования.
Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа консультанта должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и попытаться изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях ошибочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формированию у них «воспитательной компетентности».
Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполняет ряд функций:
-раскрывает перед родителями проблемное альтернативное поле;
-обеспечивает мотивационную готовность родителей к участию в совместной работе с психологом по выработке конкретных рекомендаций и их реализацию;
-делает поиск целей и средств коррекции более разумным и «осознанным»;
-позволяет распространить некоторые рекомендации на сферу профилактики отклонений в развитии.
Практическим итогом проведения консультации должна стать выработка рекомендаций по преодолению и предупреждению отклонений и негативных тенденций в развитии ребенка. Важно, чтобы сами родители стали активными участниками и авторами сформулированных рекомендаций. Только в этом случае можно рассчитывать на правильный выбор в воспитании детей. Вместе с тем ведущая деятельность здесь принадлежит психологу, обладающему необходимой профессиональной компетенцией для принятия верного решения и выбора пути ее воплощения.
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
Одним из важных условий, определяющих адекватную организацию коррекционной образовательно-воспитательной работы, является относительно легкая приспособляемость в детском коллективе, как в бытовом, так и в социальном плане. Коллектив рассматривается как одно из важнейших средств педагогического воздействия, но в том случае, если психофизическое развитие ребенка находится в соответствии с уровнем развития коллектива. В противном случае, можно наблюдать проявление негативизма у ребенка, его замыкание, снижение самооценки, неуверенность в своих силах, закрепление отрицательных черт характера и поведения. Кроме того, ребенок должен уметь обслужить себя в социально-бытовом плане на элементарном уровне, так как на оказание помощь каждому ребенку просто не хватит времени.
Поступая в ДОУ ребенок:
- во-первых, должен иметь сохранную моторику или такое состояние опорно-двигательного аппарата, при котором основные моторные функции могли бы выполняться сравнительно легко (взять и удержать предмет, манипулировать им, свободно передвигаться, сидеть, ложиться, вставать, жевать, глотать), во-вторых, детям должна быть доступна бытовая деятельность, осуществляемая совместно со взрослым и с его помощью;
Рекомендуем к прочтению:
Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста. Цели и описание
методик исследования по проблеме
Наше исследование проходило в г.Черногорске, в МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга», с сентября 2008 года по ноябрь 2008 года.
Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.
В э ...
Суицид как следствие социально-психологической
дезадаптации личности
Концепция суицидального поведения, выдвинутая А.Г. Амбрумовой, В.А. Тихоненко, основана на результатах обширных наблюдений, экспериментов и теоретических поисков. Следует сказать, что понятия социально-психологической адаптации и дезадапт ...
Механизм принятия управленческих решений
Технология менеджмента имеет следующие составляющие:
- общее руководство принятия решения;
- правила принятия решений;
- планы в принятии решении;
- принятие двусторонних решений руководителями одного ровня на основе индивидуального в ...