Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью
Страница 2

Материалы » Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков » Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью

Кроме того, мы отметили, что кризис юности – это еще и переход от юности к молодости; от утверждения и реализации самобытности своего "я" в среде сверстников – к становлению событийности в самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоения в социуме – к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь.

Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного "я" ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы. Таким образом, мы приходим к выводу об актуальной потребности молодежи в нравственном самоопределении, ориентации в системе жизненных целей и ценностей. Социализация и профессиональная работа способствуют преодолению кризиса адаптации. И задача практического психолога, работающего с лицами юношеского возраста, - помочь сориентироваться в этом водовороте, помочь рождению Индивидуальности. А для этого необходимо знать основные аспекты взросления в этот период.

Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных ступенях как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях возраста. Можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

1) Принятие своей внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и в повседневной жизни, а также понимать и учитывать свои телесные потребности.

2) Усвоение мужской или женской роли: индивидуальный выбор структуры полового поведения и образа своей роли.

3) Установление новых, зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

4) Завоевание независимости от родителей и других взрослых.

5) Подготовка к профессиональной карьере: обучение, направленное на овладение профессией.

6) Подготовку к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

7) Формирование социально ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина.

8) Построение системы ценностей, этических ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к деятельности [5, с.54].

Кризис юности характеризуется тем, что на пути к решению этих задач встают определенные проблемы. Особенности работы психолога с лицами юношеского возраста обусловлены этими проблемами, типичными для данного возрастного этапа, и, прежде всего, потребностью юноши стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни. Среди основных причин, обуславливающих трудности и противоречия развития психической сферы и требующих вмешательства психолога, необходимо выделить следующие:

1) Психофизиологические проблемы: незавершенность физического развития по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; особенности высшей нервной деятельности; высокий уровень ситуативной тревожности.

2) Индивидуально-личностные проблемы: задержка развития абстрактного мышления; отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; маленький объем оперативной памяти, неразвитость основных компонентов внимания; нереалистичность воображения в сравнении с реальностью; высокий уровень личностной тревожности; чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы; несформированность волевой сферы.

3) Личностные проблемы: недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки и уровня притязаний; несформированность мировоззрения, нравственных принципов; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм; неудовлетворенность собой.

4) Проблемы межличностных взаимоотношений (общение в семье; с друзьями, сверстниками; с взрослыми, руководством): несформированность навыков общения; неадекватное понимание отношений любви, дружбы; деформированное понятие о справедливости, эгоизм; критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета, уважения к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; демонстративность, максимализм.

5) проблемы социальной адаптации: смысл жизни, жизненные планы; политическая активность, интерес к общественной жизни страны; отношение к труду и реальные возможности в овладении профессией; профессиональные интересы, мотивы выбора профессии; совпадение учебных и профессиональных интересов; стремление к социальному одобрению.

Диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой – ее влияние на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию психологической помощи.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Психоаналитическое направление
Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными структурными компонентами психической организации являются: 1. Ид (оно) – бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача к ...

Вступление
Психология имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, ист ...

Лезгинская свадьба. Паралингвистика
На основе анализа видеозаписи можно сделать вывод, что речь мужчин данной национальности спокойная, пауз в речи практически нет, хотя говорят не быстро, без эмоций. Мужчины говорят тише и медленнее, чем женщины. Мужская речь не резкая, мя ...