Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью
Страница 1

Материалы » Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков » Юношеский возраст: характеристика основных аспектов, их учет в работе психолога с молодежью

Важнейшими слагаемыми психологической помощи являются, с одной стороны, использование адекватных приемов, форм и методов, с другой – всесторонний учет особенностей возрастного этапа. Поэтому, говоря о специфике работы психолога с лицами юношеского возраста, необходимо знать основные аспекты взросления в этот период, и прежде всего очертить его границы.

В работах Ш. Бюлер юношеский возраст представлен как заключительная часть пубертатного периода – периода физического и психического созревания. Если обратиться к отечественной теории психологии развития, то можно выделить следующее.

Взросление описывается как процесс смены стабильных и критических периодов; медленного, плавного, эволюционного течения развития и бурного, стремительного, революционного. Важно рассматривать возрастной кризис не как нечто негативное, мешающее спокойной жизни, а как необходимую движущую силу развития, проявляющуюся в несоответствии между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Еще Л.С. Выготский отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Основной критерий развития – центральное новообразование переходного возраста – социальное сознание, перенесенное во внутренний план. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание.

Социальная ситуация развития – исходный материал для всех динамических изменений. Л.И. Божович в ее структуре выделяет как внешние социальные условия – выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование личности – рождение жизненной перспективы, а основная потребность – потребность в самоопределении.

Под ведущей деятельностью понимается реализация задач развития на определенном возрастном этапе. Д.Б. Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек "ищет себя" в избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более поздние сроки происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений).

Вместе с тем, развитие человека не ограничивается школьным возрастом и не завершается с переходом в некое "взрослое", стабильное состояние. В идеале, это восхождение длится всю жизнь, и задача психолога – поддерживать в человеке это стремление к движению и помогать ему преодолевать препятствия на этом пути. Ибо, согласно взглядам Э. Штерна, человек остается молодым, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которой он достиг, есть другая - высшая… В качестве наследия от юности, каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

В связи с этим автору представляется интересной периодизация развития В.И. Слободчикова по следующим причинам:

1) Охватывает жизнь человека на всем ее протяжении.

2) Основано на закономерностях психического развития человека.

3) Понятие возраста имеет не только натуральный (биологический) и не столько формальный (социальный) смысл, а скорее регулятивный – это «линия времени», на которой оформляется психическое развитие.

4) Учитывает удлинение периода социализации, профессионального и личностного самоопределения молодежи в современных условиях.

5) Учитывает индивидуальные особенности развития благодаря относительной подвижности возрастных рамок.

6) Предлагает полный набор категорий, описывающих процесс развития:

а) Объект развития - сообщность, событие людей.

б) Структура объекта развития – связи и отношения с другими людьми (сверстниками, взрослыми). В связях проявляется единство людей, отношения – это то, что их разделяет и составляет предмет деятельности.

в) Предпосылки и условия развития - индивидуальные и социальные факторы.

г) Динамика развития:

источники – процессы обособления и отождествления; психологические механизмы – подражание и рефлексия; движущая сила развития – смена стабильных и критических периодов (стадий и кризисов).

д) Направление развития – к самостоятельности, независимости, автономности, способности к индивидуальному поведению.

е) Форма осуществления – совместная деятельность.

ж) Результат – формирование способностей индивида, его функциональных органов и систем.

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, охватывает период с 13.5 по 18 лет. Следующий период – молодость – длится с 19 по 28 лет. В этих рамках располагается кризис юности, который может проходить в период с 17 по 21 год. Кризис юности описывается как своеобразный "кризис рождения", знаменующий переход на иную, качественно новую ступень развития субъективности – переход от персонализации к индивидуализации, от осознания своего "я" – к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие – 18 лет.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ
Одной из задач данной курсовой работы является сравнение юношей и девушек среди студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ по мотивации достижения и самооценки личности. В группе студентов мужского пола было обследовано 24 человека (мотивация ...

Вывод
Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько врождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня их тренировки. Т.е. спортсмены или ...

Стили отношений в семье
Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростк ...