Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психологические факторы риска формирования наркотизации у детей
Страница 2

Материалы » Наркозависимость у детей » Психологические факторы риска формирования наркотизации у детей

Таким образом, мы можем говорить о том, что наркотик выступает как неопределенная, потенциальная опасность. Известны две формы реакции на опасность: агрессия и бегство. Каждый из них по-своему нейтрализует опасность: агрессия - через устранение источника опасности, бегство - через устранение самой возможности встречи с угрожающим объектом. Но дело в том, что это способы реагирования на уже известный уровень опасности, когда в соответствии с уровнем угрозы можно принять решение о нападении или бегстве.

Существует третий способ ответа - конфронтация с потенциальной опасностью[14]. Она представляет собой движение "навстречу опасности". В объекте пугает именно его неопределенность, невозможность увидеть его реальные свойства. При выходе "один на один" с таким объектом переживание опасности утрачивает свое сигнальное значение, вследствие чего происходит психологическое устранение опасности. Таким образом, употребление наркотиков для подростка - это способ обращения с тревогой и напряжением.

Итак, в качестве факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, мы называем следующие:

o Противостояние семейной культуры и наркоманской субкультуры, при котором потенциал последней оказывается в существующих общественных условиях гораздо выше.

o Плохо осознаваемое и плохо локализованное состояние тревоги, которое имеет, в том числе и семейное происхождение. В его основе лежит чувство неуверенности в каком-либо важном для подростка аспекте жизни (например, неуверенность в родительской любви или постоянная угроза потери одного из родителей); неуверенность в себе (когда ребенок считает себя источником всех семейных проблем); ощущение неспособности изменить сложившуюся ситуацию. Когда в жизни подростка появляется наркотик, в нем опредмечивается (то есть, локализуется и становится определенной) эта тревога, истинные причины которой ребенку осознать трудно. При наличии у подростка такой личностной особенности как стремление к конфронтации с потенциальной опасностью, вероятность возникновения поисковой наркомании повышается в несколько раз.

o Невозможность удовлетворения какой-либо особенно важной для подростка потребности. Такая ситуация складывается из-за того, что семья не всегда может дать ребенку эффективные образцы поведения и достижения целей. Таким образом, жизненно важные потребности подростка (такие как потребность в любви, защищенности, потребность в самовыражении и личностном проявлении) оказываются неудовлетворенными. При свойственных наркоманам инфантилизме, неумении переживать трудности, эмоциональной незрелости, такая ситуация кажется невыносимой, и подросток пытается пережить ее "под наркозом".

Часто единственное, что наркоман умеет делать в совершенстве - это добывать и употреблять наркотики. И если сначала наркотик служит средством снятия тревоги, то постепенно это единственное умение становится единственным желанием. Это своего рода бессильный протест: "раз я больше ничего не умею, то я больше ничего и не хочу". Таким образом, снимается необходимость прилагать какие-либо усилия[15].

Находясь под действием наркотика, человек приобретает избыточные возможности: снимаются запреты, исчезают тревоги и страхи, подросток чувствует себя "способным на все". Это переживание дает ему, в реальной жизни часто неуспешному и беззащитному, возможность взглянуть свысока на весь мир, на окружающих, на родителей, которые "этого не могут" и даже не подозревают о том, что их жизнь ничего не стоит. Отказ от наркотиков означает для подростка отказ от этих сверх-возможностей, возвращение в реальность, где он бессилен. Вероятно, с этим во многом связаны сложности, возникающие в реабилитации наркозависимых.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех ил ...

Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста. Цель, гипотезы, задачи исследования
Методология проведенного исследования основывалась на принципах комплексности и объективности изучения индивидуально-психологических свойств личности. В соответствии с целью исследования основное внимание было уделено изучению развития ин ...

Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров. Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себ ...