Роль сознания и самосознания в процессе общения
Важную роль в общении играют представления о себе и о партнёре по общению. Эти представления формируются на уровне сознания и самосознания, в процессе познания человека человеком [1, стр.5]. В психологии сознание рассматривается, как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Благодаря сознанию, у человека формируется внутреннее отражение окружающего мира, выстраивается его модель. Во многом, сознание определяет предварительное мысленное построение действий, прогнозирование их последствий, контроль и управление поведением человека.
Как основное свойство сознания, в настоящее время, выделяют построение отношений. Вообще, сознание, по своему существу, носит глубоко общественный характер. Мерилом для человека, в его отношении к себе, являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый контакт меняет представление человека о себе. Оценки самого себя с точки зрения тех людей, с которыми он общается, делают человека более многогранным. Сознательное поведение является не только проявлением того, каков человек на самом деле, а так же это результат представлений человека о себе, сложившийся на основе общения с ним окружающих. Таким образом, можно сказать, что сознание является не просто важнейшим фактором, влияющим на общение, а также сознание-это один из механизмов общения.
Ещё большую роль в жизни человека играет самосознание. Самосознание
- это один из наиболее высокоорганизованных психических процессов. Оно формируется в процессе общения с людьми, главным образом с теми, с кем возникают наиболее значимые важные контакты. Главная функция самосознания - это не только сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков, но также дать возможность оценить себя, свои качества [2, стр.195].
Я-концепция является одним из феноменов самосознания. Я-концепция
-это относительно устойчивая, большей или меньшей степени осознанная, система преставлений человека о себе, на основе которой он и строит своё взаимодействие с другими людьми, относится к себе. Я-концепция включает в себя следующие компоненты: Я-реальное (представление о себе в настоящее время), Я-идеальное (каким должен бы стать) и другие [ 5, стр. 475-476].
Такие представления о себе человек в процессе общения переносит и на других: то есть он ищет в своём партнёре по общению те идеальные, а иногда и антиидеальные качества, которые присущи, по его мнению, ему самому.
Как отмечает Знаков В.В. [3, стр.10], наличие точных представлений человека о себе и о партнерах по общению, является основным условием понимания и взаимопонимания людей, а, следовательно, ведущим условием эффективного общения.
Рекомендуем к прочтению:
Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В социологической науке су ...
Экспериментальное исследование влияния групповых методов психологического
воздействия на успешную социализацию подростков. Организация
и методы исследования
Для достижения поставленной в данной работе цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
«Тест смысложизненных ориентаций»
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в ...
Теории эмоций
Психоаналитическая теория: её основатель Зигмунд Фрейд и его теория занимает особое место в психологии. Он анализировал функционирование личности и затрагивал тему эмоций. Ядром классической психоаналитической теории являются инстинктивны ...