Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проблемные моменты деятельности профконсультантов

Материалы » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблемные моменты деятельности профконсультантов

На основании имеющегося опыта работы со специалистами (профконсультантами) центров занятости населения можно выделить следующие сложные, проблемные моменты, связанные с формированием ценностно-смыслового, «личностного ядра» профессиональной деятельности профконсультантов в ходе их специально организованной подготовки и переподготовки:

1. Явный недостаток адекватных и эффективно работающих методов как для практической профконсультационной работы (этим методам можно было бы обучать профконсультантов), так и психолого-педагогических технологий специального рассмотрения общественных нравственных проблем. Проблема заключается в том, что существующие средства рассмотрения ценностно-смысловых проблем больше относятся к конкретным людям, но мало моделируют отношения человека с социумом и, тем более, почти не затрагивают проблему самоопределения в обществе, которое в духовном отношении переживает не лучшие времена.

В качестве общих требований к таким методикам и психолого-педагогическим технологиям можно выделить: 1) завуалированность главной цели методики, ее непонятность для обучающегося (иначе вся работа будет восприниматься как «очередное морализаторство»); 2) отсроченность эффекта формирования ценностно-нравственной, мировоззренческой позиции (в таком сложном деле наивно было бы рассчитывать на «быстрый» эффект); 3) интересность, интрига процедуры методики, что позволяет на то, что методика запомнится и тогда, возможно, проявится ее эффект; 4) отсутствие в методике грубых и нетактичных элементов. которые могли бы оскорбить уже существующие взгляды на эти проблемы конкретных участников; 5) личное принятие преподавателем главной идеи и процедуры данной методики или психолого-педагогической технологии; 6) обязательную включенность ценностно-нравственных психолого-педагогических технологий в общую схему подготовки и переподготовки профконсультантов (в этом случае достаточно непростые рассуждения о нравственности и интеллигентности будут восприниматься некоторыми наиболее болезненно реагирующими на это специалистами более спокойно и естественно).

2. Декларативный характер многих психолого-педагогических занятий, где хотя бы делаются попытки рассмотреть общественные проблемы несколько иначе, чем это делается в официальных средствах массовой информации. Проблема осложняется не только тем, что конкретному профконсультанту (который также является работником государственной службы) трудно противодействовать великолепно работающей пропагандистской машине, но т и тем, что немалая часть обучающихся профконсультантов уже привыкла именно к декларациям «по поводу нравственности и духовности», но не к откровенному и личностно-заинтересовенному разговору на эти непростые темы.

Вариантом преодоления декларативных методов является более смелое использование на занятиях игровых ситуаций, дискуссий, а также специально подготовленных активизирующих вопросов к аудитории. Опыт показывает, что такие активизирующие вопросы даже без их последующего подробного рассмотрения имеют высокий активизирующий эффект – эффект незавершенного действия. Дело в том, что если слушатели, стремясь сохранить свое стереотипизированное представление по данному вопросу, выстраивают определенный «внутренний барьер» и начинают активно высказываться, то иная точка зрения так и не воспринимается ими. В случае же, когда точка зрения преподавателя просто обозначена (как одна из множества возможных) слушатель. Не имея возможности заговорить («заболтать») ее, вынужден размышлять о новом для себя видении проблемы уже за рамками учебного занятия. К сожалению. Часть преподавателей понимает активизацию слушателей как непременную организацию обсуждения, забывая при этом, что даже в хороших группах общения высказаться успевают далеко не все желающие. В этом отношении лекция со специально подготовленными активизирующими вопросами обладает достаточно сильным стимулирующим на самостоятельные размышления эффектом.

3. Неизбежность уступок со стороны преподавателя, работающего с профконсультантами, часто приводящая и к внутренним компромиссам, и к соответствующей неудовлетворенности своей работой, когда не всегда удается сказать о том, что сам преподаватель считает особенно важным. Это часто объясняется следующими причинами: 1) неготовностью некоторых обучающихся консультантов воспринять иные точки зрения на происходящие в обществе процессы, а значит, и неготовностью понять ситуацию в обществе и понять особенности самоопределения в этом обществе (имеется в виду и самоопределение самого профконсультанта); 2) неготовностью преподавателя найти простые и понятные слова для обучающихся (заметим, что настоящие нравственные проблемы – это проблемы, которые еще только пробивают себе путь, это проблемы, предполагающие определенную этическую импровизацию преподавателя и, соответственно, такому преподавателю сложно использовать на своих занятиях хорошо отточенные и многократно «проговоренные» слова и образы…

Рекомендуем к прочтению:

Описание методики исследования
Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к изучению представлений людей о партнёрах по общению. Мы в нашем исследовании применялся вариант методики Будасси, которая разработана для изучения самооценки и критичности чело ...

Психологические особенности поздней юности – студенчества
Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, поэтому этот период связывают со студенчеством. Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, ...

Изменение личности
Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей; она представляет собой процесс преодоления психологиче ...