Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Обзор литературы по теме исследования
Страница 1

Материалы » Профессионально важные черты психолога » Обзор литературы по теме исследования

В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования представляет интерес, поскольку коммуникативная компетентность психолога во многом определяет успешность выполнения задач каждого из этапов психологического консультирования, а также оказывает влияние на процесс консультационной работы. Рассмотрим особенности этапов интервью у Г.С. Абрамовой (2000 г.):

1.Структурирование – длится до 10 минут.

Особенностью этого этапа является то, что психолог

определяет тему взаимодействия с клиентом, получает

информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта. Этот этап, по мнению Г.С. Абрамовой, заканчивается, когда:

Психолог: "Я его понимаю, чувствую"

Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку"

2. Сбор информации в контексте темы. На данном этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

3.Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться?"

Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г.С. Абрамова советует тут же дать рекомендации.

4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы

можете сделать?"

Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.

5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете делать это?" Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).

Ю.E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на четыре этапа:

1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),

происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю.E. Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений" ("Не бойтесь.") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ).

2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35

минут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось?". Для того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые клиентом.

3. Коррекционное воздействие. Данному этапу Ю.E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время, отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно. Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру, парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым нормам ("А почему бы и не .?"); а перефразирование – то, что было негативным, делает причиной положительных эмоций.

4. Завершение беседы (5-10 минут). При завершении беседы также следует обращаться к клиенту по имени.(2).

Этапы психологического консультирования по В.Ю. Меновщикову выглядят таким образом:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания, харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы ("возможная польза"), "возможный ущерб" – то, чего лишит себя клиент, если будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует восстановлению сил организма.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалист
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий. Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...

Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола
В этой части работы будет описана процедура и методика эмпирического исследования, дана характеристика выборки испытуемых. Основное внимание уделяется обсуждению и интерпретации полученных результатов. ...

Роль сознания и самосознания в процессе общения
Важную роль в общении играют представления о себе и о партнёре по общению. Эти представления формируются на уровне сознания и самосознания, в процессе познания человека человеком [1, стр.5]. В психологии сознание рассматривается, как высш ...